Версия для слабовидящих

 
 

Праздники России

Праздники России

Пресс-центр

Расписание репетиций

Сейчас на сайте

Сейчас 9 гостей онлайн

Погода

Яндекс.Погода

Анкета исследования

По заказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проводится опрос, в связи с чем, обращаемся к Вам - с просьбой ответить на вопросы анкеты, цель которой - выяснить, насколько соответствуют права инвалидов в регионах Российской Федерации нормам и принципам Конвенции "О правах инвалидов". Заполнить анкету можно кликнув на изображение.

 

Yandex
Шедевры мирового искусства

Балет

Инициативу городского головы Андрея Даниленко - проект «Шедевры мировой классики», осуществляемый в формате «open air», - уже по праву можно назвать культурным брендом нашего курорта. В том, что детская здравница способна дарить не только здоровье телу, но и восторг очищения душе, смогли воочию убедиться все, кто пришел субботним вечером на Театральную площадь. Заслуженные работники культуры Украины, директор и художественный руководитель коллектива «Молодежный балет Киева» Дмитрий и Галина Кайгородовы, а также заслуженные артисты Украины, балетмейстеры постановщики Евгений Кайгородов и Яна Гладких уверенно доказали зрителям свое кредо, свое искреннее «Верую!»: миф, что понимание большой хореографии доступна лишь избранным, балет – духовное достояние народа.

…В потоке музыки – мгновение тишины. Но и оно не беззвучно: по деревянному настилу сцены трогательно, словно копытца олененка Бемби, постукивают пуанты. Эта маленькая тайна, приоткрывшаяся в миг смерти Жизели на подмостках театра имени А.С.Пушкина, однажды и навсегда подружила меня не с «телевизионным» - реальным, живым балетом.  Поэтому предстоящее «авангардное», «чересчур публичное», как казалось, прочтение шедевра Петра Ильича Чайковского вызывало опасение: не растворится ли в открытом воздушном пространстве магия интимности соприкосновения с чудом?

Но чем дольше длилась разминка юных «звезд» труппы, чем тщательнее оттачивали они непростые свои фуэте – тем спокойнее становилось на сердце. Советскую ассоциацию: «Лебединое озеро» - траурный балет СССР» незаметно сменила местная: «Надо же, у нас за городом озеро – тоже лебединое!». А началось действо – и пришло осознание. Оказывается,: откровение балета - не только в чарующей поступи атласных туфелек на стройных девичьих ножках. Оказывается – не нужны, по большому счету, балету декорации. Лучший задник – старинное здание библиотеки, вполне сходящее за королевский дворец. Лучшее озеро – волнующееся на ветру тканевое обрамление передвижной и, наверное, тесноватой для стремительных взлетов сцены.

Пластика молодых артистов – точна и выразительна. Сюжет захватывает – невозможно оторвать взгляд, перевести дыхание. Вот сад перед замком матери принца Зигфрида. На лужайке веселится молодежь, забавен шут… Вот темная, как лесная чаща и тоска по не родившейся еще любви, гладь водоема. Вот воплощение мечты и ее предательство: так легко, под воздействием колдовства Злого гения спутать белого лебедя Одетту с черным лебедем Одиллией… Вот уже почти выиграно сражение с Тьмой, враг мечется с одним крылом. Вот любовь и верность побеждают зло!

Знакомые музыкальные темы великого произведения – точно встреча с лучшими друзьями. Классический квартет маленьких лебедей, русский танец, испанский танец, венецианский танец… Исполнители главных партий и девушки па-де-труа – одинаково вдохновенны. От картины битвы принца Зигфрида со Злым гением – «мураши» бегут по коже. А это значит – настоящее на сцене, не антрепризная ширпотребная поделка…

Роскошна корзина с цветами, преподнесенная от имени евпаторийского мэра замечательным подвижникам.

Когда-то искусство с площадей пришло в театры. И – по спирали истории - вернулось на площади? Интеллектуал и умница Алексей Баталов почти четверть века назад сомневался: «Я не знаю, так - надо ли? И надо ли оркестрировать Баха в джазовую аранжировку, чтобы хоть двести граммов Баха попали потом в уши какого-нибудь кретина? Я не уверен, что это тот путь. Может, люди деньги на нем зарабатывают, может, славу - не знаю, трудно сказать...»

Время подтвердило: так, увы, - надо! Можно судить хотя бы по реакции детей на «сложное» искусство классического балета. Две крохотные зрительница, точно зачарованные, простояли весь спектакль перед сценой, не спуская с нее глаз. С десяток их ровесниц резвились на свободном пространстве птенцами на мелководье. Мешали отчаянно. Но язык не поворачивается сделать замечание мамам и папам, объяснить, что «поиграть в балет» малышки могли бы и дома, выступая пока только перед родителями. Потому что духовное возрождение общества должно с чего-то начинаться. Путь от вопроса «Есть билет на балет?»  к ответу «На балет билетов нет!» - непрост…

Опера

Праздник классического вокала «Шедевры мировой оперы», прошедший 29 июля на Театральной площади Евпатории в формате open air, можно охарактеризовать разве что ёмким словом «вдохновение». Казалось бы – куда уж краше, профессиональнее, мощнее?! Однако очередной концерт акция «Сезоны высокого искусства»-2011, осуществляемой под патронатом городского головы Евпатории Андрея Даниленко, превзошел все предыдущие!

Параллель со знаменитыми некогда в Париже «Русскими сезонами» - не случайная ассоциация. В 1907 году Сергей Дягилев провел в «столице искусства» «Исторические русские концерты» с участием композиторов Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Глазунова. Год спустя, были организованы сезоны русской оперы, «гвоздем» которых стал Ф. Шаляпин, а затем и балета. По пути «Высокое искусство – достояние широкой аудитории» пошли и евпаторийцы, к 100-летию «Русских сезонов» пригласившие на концерты мастеров оперы и балета гостей курортного города из ближнего и дальнего зарубежья.

…Такой акции не знают ни в одном городе Украины, а скорее всего – и за её пределами! Факт остался фактом - другим похвастаться нечем! Бальзам на душу ценителя классической музыки, благородная инициатива мэра города Андрея Даниленко, исполкома Евпаторийского городского совета, управления культуры и Центра досуга - проект «Сезоны высокого искусства» - был представлен курорту два года назад, и нашел настолько благодарные отклики в сердцах слушателей, что не продолжить его было просто невозможно! Он сразу стал культурным брендом Всеукраинской детской здравницы».

«Евпатория продолжает «Сезоны высокого искусства»...» - интриговали, завлекали анонсы. Скептики, вздыхавшие иронически: «Господь с вами, кому нужна нынче классика!» - попритихли. И в минувшую пятницу опять потерпели фиаско. Идеолог, вдохновитель всего прогрессивного в культурной жизни здравницы, директор ГЦД Виктор Арихин волновался изрядно, но напрасно. Организаторы проекта куда лучше недоверчивых сограждан осведомлены в духовных потребностях громады. Программа «Золотые страницы мировой оперы» снова имела оглушительный успех.

Театральная площадь Евпатории - отлич­ный концертный зал! Рассчитанный на несколько тысяч мест, он вмещает публики больше, чем известный на весь мир Большой театр! Новенькая (уже не арендованная, собственная!) сцена оснащена современной аппа­ратурой. Брусчатка выметена до паркетного блеска. Стулья для У1Р-публики идеально удобны. Предусмотрено около пяти тысяч сто­ячих мест и для зрителей стихийных.

В «зале» по­являются первые «ласточки», начинает подтягиваться и бомонд: депу­таты горсовета, медики, работники культуры, педагоги, представители социально ак­тивной общественности. Очень много в этот раз ветеранов войны и труда. Лица у большинства - особенные, глаза - истосковавшиеся по истинно духовной пище: Мужчины - элегантны и рес­пектабельны в светлых лет­них вариациях гардероба. Дамы, сообразившие, что формат «Ореп аir» («Откры­тый воздух») таки дополнит их туалеты нежным шелко­вым синим палантином летне­го вечера, - изысканны. Жен­щины же, не придавшие наря­ду особого значения, смущен­но спешат поскорее просколь­знуть на свои места.

«В концерте «Золотые страницы мировой оперы» примут участие солисты Национальной оперы Украины, Санкт-Петербургс­кого Мариинского театра опе­ры и балета, Большого театра, победи­тели престижнейших международных конкурсов вокалис­тов...» - веща­ют динамики. Первые торжественные такты музыки настраивают сердца слушателей на особый приподнятый лад.

А тут еще вступают в дей­ство со своей партией свето­вые эффекты. С крон деревьев, окружающих театр, который в минувшем году отметил столетие, который помнит голоса Федо­ра Шаляпина, Александра Вертинского, Леонида Соби­нова, струятся, стекают светя­щиеся капли вечерней под­светки. Аура волшебного на­строения сгущает, замыкает пространство. И каждый из зрителей, продолжая оста­ваться частичкой единого, в унисон дышащего и чувствующего человеческого целого, оказывается наедине с музы­кой...

Время от времени тихо проползающий мимо импровизированного «зала» трамвайчик никому не мешает. Наоборот: привел ис­полнителей в экстаз: «Мы поем, а люди выглядывают из окон, слушают, восхища­ются! Значит, жизнь идет, ис­кусство живет!» И чувства именитых вокалистов пре­дельно искренни: несмотря на плотные гастрольные гра­фики, перелеты Япония -Германия - Италия – Швейцария – Украина - Россия, весьма редко выпадает им возможность выступить пе­ред столь обширной, благо­дарной аудиторией.

«Программа «Сезонов…» будет необычной, зрелищ­ной, очень яркой. Мы хотим вас порадовать настоя­щим искусством», - обещали организаторы. И порадовали! Эмоции весьма приблизитель­но можно выразить только восклицательными знаками. Вечер, действительно, выдался звёздным! Профессионалы в очередной раз наглядно показали, что вживую слу­шать оперную классику - это не «Баунти», а действительно райское наслаждение. Грамот­но, со вкусом подобранные хиты типа неаполитанской песни Энрико ди Капуа «О, sole mio», - с музы­кальной полуфразы узнавали люди, даже весьма далекие от данного вида искусства.

«Браво!» в свой адрес услы­шали все. Молодые, раскрепощен­ные, темпераментные солис­ты без присущей жанру в про­шлом чопорности блестяще демонстрировали не только выдающиеся вокальные, но и незаурядные актерские дан­ные

О каждом из произведе­ний и композиторов хочется узнать как можно больше. Просветительская миссия заслуженного работника культуры АРК, конферансье Светла­ны Гейс ограничена времен­ными рамками динамичной программы. Однако возникают ассоциации с каждым из исполнителей.

Татьяна Середина - солистка театра оперетты, лауреат международных конкурсов, студентка итальянской консерватории в Швейцарии - поразительно харизматична.

Ольга Нагорная – лауреат Национальной премии Украины имени Т.Шевченко, заслуженная артистка Украины, солистка Национальной оперы – настоящая  «фиалка Монмарта».

Валерия Тулис – солистка оперной студии Национальной музыкальной академии Украины, солистка театра «Геликон-Киев-Опера», солистка труппы «VIP-klassik-art-Ukraine», блистательная Мюзетта из оперы «Богема», Парася из «Сорочинской ярмарки» – возвращает мысли в детство, к истокам музыкального самообразования, где сначала был штоколовский бас, настойчиво рекомендованные родителями оперетты Кальмана…

Сергей Магера – народный артист Украины, солист Национальной оперы страны, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко и премии имени Марии Калласс (Италия), обладатель голоса шаляпинского диапазона – глыба! И в классике «Севильского цирюльника», и в «Бескрайнем поле» на стихи Ивана Франко.

И воистину серебряное сопрано, и наряд Ирины Семененко - заслуженной артистки Украины, солистки Национальной оперы Украины, солистки Национальной филармонии Украины, лауреата Международных конкурсов – сама нежность и темперамент хита всех времен и народов «Besame mucho». Чувствуется, что ее улыбка: «Потрясающе красивому городу мы дарим красивую музыку!» - искренняя, от сердца.

Анжелина Швачка - заслуженная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины, солистка Таллиннского театра оперы и балета, лауреат Международных конкурсов –  потрясающая Кармен. А под невероятную «Чарівну скрипку» вспоминается, как прошлым летом перевоплотилась она в героиню рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» Кончиту. Когда-то на гастролях в Евпатории Николай Караченцов отказался «вне контекста» исполнять арию «Ты меня на рассвете разбудишь», но у великолепной Анжелины своя правда: публика должна знать и концовку знаменитой саги: «Даже если на землю вернемся Мы вторично, согласно Гафизу, Мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу…»

Дуэт подруг Ирины Семененко и Анжелины Швачки, «Вечная любовь» М.Леграна (звучащая паралельно на французском и русском), «Время прощаться Ф. Сартори – единый с душой публики протест против неизбежной разлуки.

Выход народной артистки Украины, преподавателя Национальной музыкальной академии, солистки театра «Геликон-Киев-Опера», солистки труппы «VIP-klassik Art-Ukraine» Людмилы Лариковой – воплощение одной из ключевых сцен романа Сомерсета Моэма «Театр». Вьется на ветру алый шарф, и без слов становится ясно, кто здесь прима.

Александр Гурец - народный артист Украины, солист Национальной оперы Украины, солист Мариинского театра оперы и балета (г. Санкт-Петербург), истинный король верхнего «до» - поёт, как молится. Энергетикой заряжает - хоть взлетай к небу, синим плащом окутавшему площадь. Бесспорно: если хочешь по-настоящему понять, что такое любовь, - послушай тенора. С прошлого года в памяти звучат ария Калафа из оперы «Турандот», «Такая большая любовь», «Arrivederci», «Моя Украина». Как вновь – песенка Герцога из «Риголетто», ария Каварадосси из «Тоски». Миг тишины – перевести дух! – и в аплодисменты вливается мелодичный бой главных часов Евпатории! Эх, жаль не все фотокамеры успевают запечатлеть кульминационный момент самоотдачи – на одно колено перед публикой опускается Маэстро.

А ему на смену отважно («Тореадор, смелее в бой!») устремляется роскошный  баритон земляка крымчан Феми Мустафаева - народного артиста Украины, солиста театра оперетты. Он словно предназначен для Орловского, для Мистера X, для стихов Есенина, для цыганских романсов, для итальянских и русских вечных шлягеров типа «Черной вуали». Душой артиста, точно огромная бабочка порхает звук в лучах софитов.

Зрители осипли от возгласов «Бис!» и отбили ладони! Но дуэт Феми Мустафаева и Татьяны Серединой (учителя и ученицы), решивший перелистать золотые страницы мировой оперетты и остановившийся на  «Сильве», взвинчивает спираль действа всё выше! Вокалисты и публика с одинаковым восторгом взаимообмениваются эмоциями!

Особая гордость евпаторийцев – солистка Крымской государственной филармонии, заслуженная артистка АРК Анна Ус – в звёздной программе не смотрится скромной провинциалочкой.

И вот – финал! Общая «Застольная» Бриндизи из оперы «Травиата»! Кружатся в вальсе артисты. Фейерверк эмоций! Гармония происходящего заставляет задуматься о божественной природе таланта. А на авансцене уже – ещё одна «изюминка» праздника, цветы исполнителям от городского головы, корзина, каких ещё не видывала Евпатория! Горячая волна оваций омывает Театраль­ную площадь. Аплодировать сидя всем кажется кощун­ством.

В чудный этот вечер мы, дорогие земляки, стали чище душой. Так приятно, что город делает ставку не на попсу, а на великую силу истинного искусства.  «Евпатория стремится быть культурной столицей Крыма?!» - с ноткой уважительного изумления ком­ментировали данный факт телеканалы Украины. А по­чему бы, собственно, и нет? Бог, как говорится, любит троицу. Евпатория духовно созрели для фестиваля оперного искусства...

Музыка

Уже традицией стали в Евпатории праздники в формате «Open Air», которые собирают под открытым небом ценителей  классической музыки, оперы, балета, живописи. На лучших площадках города для тысяч  зрителей проходили концерты с участием мастеров искусств Украины, России, ближнего и дальнего зарубежья.

Своеобразным прологом к очередному такому празднику явилось выступление оркестра Главного управления Министерства внутренних дел в АРК под управлением заслуженного артиста Украины Геннадия Ретинского – изюминка минувшего субботнего вечера.

Тем, кто поленился прогуляться к центральной пропилее парка им.Фрунзе, остаётся только посочувствовать.

Можно включить воображение: лёгкий морской бриз овевает берег нежной прохладой, задник импровизированной сцены – стеклянно-голубая гладь залива, музыканты в белоснежных униформах – строго элегантны.

Можно припомнить, посмаковать и примерить к настоящему колорит довоенной Евпатории из повести Бориса Балтера: «В мае цвела акация. Она цвела долго, осыпая город белыми лепестками. Цветение акаций совпадало с началом курортного сезона... На Приморском бульваре появлялись первые отды­хающие. Улицы города с каждым днём становились многолюдней. Приезжим сдавали лучшие комнаты. Они становились полновластными хозяевами города. Город менял своё лицо, делал­ся шумным, нарядным, весёлым. Открывались магазины, павильоны, рестораны. В курзале выступали столичные знаменитости. Они появлялись ослепительно-яркие, будоражили всех и исчезали… Наш интерес и любопытство вызывала вся разнородная, пёстрая масса приезжих: женщины, которые, казалось, заботились лишь о том, чтобы появляться на улицах предельно обнажёнными, мужчины, которые все дни проводили у вин­ных погребков и киосков…Они заполняли пляжи. Старые и молодые, толстые и худые, красивые и безобразные, они с одинаковой жадностью поглощали солнце. Мы видели их в курзале - нарядных, чистых, хорошо пахнущих, как-то по-особому свежих и снисходительно добрых; так выглядят люди, свободные от повседневных забот»

Но невозможно пересказать Музыку. Организаторы праздника эстрадно-духовой музыки – ГУ МВД АРК, евпаторийское управление культуры и городской Центр досуга – сделали всё, чтобы и в уши, и в души публики попало её как можно больше. Изысканной, виртуозной, завораживающей.

Голоса вокалистов были достойны того, чтобы звучать на мировом уровне.

Гитарист Виталий Макукин – олицетворение поразительной энергетики и темперамента - один мог бы удерживать внимание слушателей до глубокой ночи. Танцующий вместе со своим Маэстро аккордеон мог бы с любознательными поделиться секретом, отчего во все времена девчата безоглядно влюблялись в гармонистов…

Полтора часа продолжался концерт. Но не то что праздной публике - заместителю городского головы Сергею Стрельбицкому, похоже, хотелось, чтобы очарование длилось и длилось.

Особый шарм в праздник искусства внесли и артисты народного театра живых скульптур. Персонажи - образы разных эпох – не скучали: от желающих сфотографироваться с ними отбою не было.

Почаще бы так: «В городском саду играет духовой оркестр. На площадке танцевальной нет свободных мест»…

 
ю